12 марта 2018

Как Гитлер украл розового кролика. Джудит Керр

Совпадение или н
ет, но только я прочитала книгу «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна, как получаю в подарок на 8 марта книгу Джудит Керр «Как Гитлер украл розового кролика». Сначала я не поняла, что книги на одну и ту же тему, точнее предположила, что под именем Гитлер скрывается кличка какого-нибудь маленького двуногого или четвероногого хулигана, буквально укравшего любимую игрушку какой-нибудь девочки, потому что представить, как Адольф Гитлер крадёт чьего-то розового кролика я не могла. Ан нет. Именно всё как написано, только немного образно. И в книге про мальчика и в этой новой книге источник проблем и детских несчастий именно действия нацистов и Гитлера. Книга о том, как этот человек украл, лишил детства, друзей, родного дома и родной страны детей, их семью вынудил спасаться бегством и становиться беженцами.

История начинается в 1933 году перед выборами. Главная героиня–девятилетняя девочка Анна живёт со своей семьёй в Берлине. Кстати, очень явно по обложке видно, что главная героиня именно она. Точнее вся подача истории идёт через эту девочку. У неё есть старший брат Макс, мама и папа. Она ходит в школу, играет с детьми, сочиняет стихи. У её семьи хороший дом, у мамы есть помощница по дому, которая работает у них уже давно и практически ведёт хозяйство. Папа Анны–журналист, публицист, писатель. А ещё он еврей и антифашист. Вот в этом-то и проблема для семьи. Жить в стране им становится опасно. Обстановка в городе накаляется, у нацистов большие шансы на победу, папа Анны это понимает и уезжает в Швейцарию, не дождавшись результатов выборов. Анне и брату становится страшно. Перед самыми выборами папа убеждает и семью срочно покинуть Берлин. 

Детям приходится расставаться со всем, что они любят, с их привычной жизнью, с друзьями. Они могут взять с собой минимум вещей, а остальное надо оставить. Выбирая игрушки, Анна думала что ей взять, и выбор был между старым любимым привычным и родным розовым кроликом и новой недавно подаренной собачкой. Анне было жалко оставить собачку, с которой она ещё даже не играла, и она выбрала её. Она думала, что они уезжают на несколько недель, а потом вернутся домой. Но...Гитлер украл её розового кролика, украл её привычную жизнь. К ней Анна уже не вернётся. Им повезло, что они покинули страну вовремя.

Вместе с семьёй она вынуждена переезжать из одной страны в другую, менять школы, учиться новым языкам и правилам жизни. Они встречают хороших и плохих людей. Их жизнь становится всё более ущемлённой в возможностях, потому что статьи папы-антифашиста издания других стран тоже побаиваются печатать. Средств всё меньше, не хватает денег на еду, на одежду, на жильё. Мама Анны, которая только умела играть на фортепиано и никогда не занималась домашним хозяйством, теперь выучилась этому, хоть и не сразу и не просто. События в книге длятся два с лишним года. Сначала семья жила в Швейцарии, потом во Франции, заканчивается книга переездом семьи в Англию. Они уже привыкли к статусу беженцев, пытались даже находить в этом определённые плюсы, но Анна всегда вспоминает своего розового кролика, т.е. свою прежнюю жизнь, к которой она не вернётся.

Эта книга, как и книга «Мальчик в полосатой пижаме»– взгляд ребёнка на ситуацию предвоенных лет. Анна очень оптимистичная девочка, достаточно стойкая, она терпеливая и настойчивая, хотя иногда трудности и её расстраивают. Но сила этой семьи в единстве. Главное, как говорит Анна, чтобы все члены семьи были вместе. Остальное не имеет значения.

Писательница Джудит Кер, как рассказывается в предисловии, писала эту книгу по следам воспоминаний своего детства, ведь её семья, как и семья Анны тоже бежала из Германии, когда к власти пришёл Гитлер. 
Она является классиком британской детской литературы, придумывает книжки-картинки для маленьких детей. Книга «Как Гитлер украл розового кролика» подходит для чтения детям старше 6 лет. Отлично подойдёт для чтения подросткам, так как много описаний именно детской жизни и сама книга написана как бы от имени ребёнка 9 лет. Я бы даже очень советовала подросткам почитать её, чтобы немного сравнить свою жизнь сейчас и жизнь детей в предвоенное время, чтобы немного переосмыслить свои запросы, свои «страдания», своё отношение к родителям. Книга проиллюстрирована автором.

4 комментария:

  1. Какие книги вы читаете, Надежда Владимировна! Я тоже хочу. Буду искать! В электронном варианте можно сейчас любую книгу найти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вроде разные читаю, Ирина Михайловна. А две книги подряд похожей тематики случайно получились)))

      Удалить
  2. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Мне трудно было бы прочитать книги однотематические. Только два детектива подряд осиливала.
    Думаю, и эта книга нелегка в эмоциональном плане.
    Соглашаюсь с Вами: такие книги нужно читать детям. Я бы даже почитала отрывочно своим ученикам. При подготовке к урокам литературы (перед Днём Победы) учту и Ваши произведения в том числе. Детей нужно знакомить с их ровесниками военных лет. Дети должны знать, в КАКОМ мире живут сегодня. Если не родители, то учителя должны взять многое в свои руки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Когда я начала читать и поняла, что книга по теме совпадает с предыдущей, то чуть было не отложила, чтобы отвлечься на что-то другое, но потом пошло-поехало, расчиталась и быстро дочитала, сама не заметила как. В плане эмоциональном тут всё нормально, всё деликатно и аккуратно, даже позитивно. Читать легко. Если бы я была подростком, книга мне понравилась бы, я думаю. Хотя трудно судить точно, мир подростков сейчас совсем другой.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".