04 января 2018

Хочу и буду. М.Лабковский

Как хорошо, что в каникулы есть время читать.  Можно много читать! Что я и делаю с большим удовольствием. Очень я люблю читать книги по психологии и саморазвитию, о здоровье, о биографиях известных людей. Художественные книги тоже есть в моём списке чтения, как же без них.

Сегодня я дочитала и хочу представить книгу Михаила Лабковского «Хочу и буду», в которой практикующий психолог с 35-летним стажем, радио- и телеведущий рассказывает, как принять себя, как полюбить жизнь и стать счастливым.
Книга мне понравилась, но не безоговорочно. Были моменты, с которыми я не могу согласиться.

Начну с минусов, по моему, конечно, субъективному мнению. Во-первых, мне не понравилось, что автор, рассказывая, например, об отношениях мужчины и женщины, о школе, о типах мамочек, использует в рассуждениях некоторые клише. Мне кажется, что человек такой профессии не должен всех «причёсывать» под одну гребёнку. Ну вот как вам такая фраза из текста (профессиональная боль, конечно), цитирую: "Если в начальной школе ваш ребёнок не справляется с программой...., если вам подолгу приходится сидеть с ребёнком над уроками–проблема не в ребёнке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг.....». Да ужас! Сколько можно? В школу не плюнул уже только ленивый! Ну вы-то куда, специалист по психологии с 35-летним стажем? Ну взрослый же мужчина, где ваш просто жизненный опыт? Ну нет никаких «этих» и «всех». Разные все! Разные мужчины и женщины, разные родители и современные дети, разные школы, учителя и врачи. Школа, государство и что там мы ещё любим 
ругать, это прежде всего люди, а они очень и очень разные.

Во-вторых, не знаю даже как сказать, не то что не понравилось, но как-то покорёжил его вывод о процессе чтения. Михаил Лабковский пишет, что роль художественной литературы в нашем обществе сильно преувеличена. Ещё и понимается превратно. «Что такое художественная литература,– размышляет он, – Интересные истории, рассказанные хорошим языком. В них нет ответов на вечные вопросы бытия и небытия! Они не раскрывают смысла жизни и не составляют его». Он рассматривает книги, как источник дополнительной жизненной радости, эмоций, украшения и дополнения к жизни. Он приводит убедительные факты на примере Чехова, что у человека, с точки зрения психолога, была масса проблем. Он упоминает поэтов-убийц, описанных Чеховым в книге «Остров Сахалин». Он упоминает Сталина, который очень много читал, но от этого не стал гуманнее и добрее. Мне показалось странным устанавливать такие связи. На мой взгляд, такие факты не могут говорить о неважности чтения. Хотя, я согласна, что заставлять читать вредно, скорее надо показывать пример своим образом жизни и помогать найти свою тему в литературе. Конечно, мало вероятно, что ребёнок будет читать, если папа с мамой этого не делают, или в доме нет книг.

Правда, потом у меня возникла мысль, что даже гениальные люди не могут быть гениальными и объективными во всём и, возможно, такая категоричность суждений обусловлена профессиональным перекосом. Ведь автору по роду деятельности больше приходится работать с негативом, чем с позитивом.

Ну и теперь о плюсах, т.е. о том, что мне показалось полезным и правильным. Тут лучше всего говорить словами самого Михаила Лабковского. Хочу привести небольшую выборку его фраз или отрывков из фраз, по ним вы можете получить представление и о его взглядах, и о темах, которые он рассматривает в книге:
  • Любой конфликт...–это лишь отражение вашего внутреннего конфликта. Поэтому разбираться надо....с собой.
  • - «Делай то, что хочешь!» - «Ну что вы! Разве так можно?» - «Если вы хороший человек, то да. Можно и нужно. Желания хорошего человека совпадают с интересами окружающих».
  • Для жизни в целом не имеет значения, что вы думаете, имеет значение только
    то, что вы чувствуете, и то, что делаете.
  • Как говорил Зигмунд, «масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вывести вас из себя». Так каков ваш масштаб?
  • Придерживайтесь своих решений и уважайте их! Иначе так и будете болтаться во власти внутреннего конфликта между «наверное» и «не знаю».
  • Когда психика заточена под волнение, за поводом дело не станет...
  • Каждый вправе жить как хочет.....Любовь–это когда вас любят таким, какой вы есть, не пытаясь «улучшить».
  • Чтобы разобраться с ситуацией по-настоящему, надо спрашивать ....а «как я оказался в такой ситуации?». Вопросы надо всегда задавать не про других, а про себя! И искать на них ответы.
  • Эти три вещи никак не влияют на отношения: внешность, возраст и вес.
  • - Вы сильный, вы сможете! - Я умный–я даже не возьмусь...
  • Люди, позвольте же себе полениться! Это не стыдно, не вредно....Хвалите себя не за ударный труд, а за гармонию с собой.
  • При здоровой психике человеку нужно столько денег, сколько он может проесть.
  • Ни красота, ни любовь не требуют жертв. Нет такой цели, ради которой стоит что-то терпеть в отношениях.
  • У большинства внутреннее «надо» настолько довлеет над «хочу, мечтаю и могу», что когда они делают то, что хотят, то чувствуют себя намного хуже, чем когда делают то, что должно.
  • Если родитель может говорить с ребёнком только о проблемах–у него проблема.
  • Учёба–личное дело ребёнка. А ваше, родительское дело–любить его и заботиться о нём независимо от его успеваемости, причёски, пятен на майке, успехов в спорте, музыке, изобразительных искусствах и вообще любых его успехов и провалов....
Можно приводить ещё много хороших советов, но самым правильным будет, конечно, прочитать эту книгу.
Приятного вам чтения и времяпровождения.

5 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Специфические книги Вы читаете, однако ))
    Мне хватает Вашего отзыва и некоторых цитат.
    Последнюю цитату об учёбе поддерживаю на все 100%! Но как только урезонить родительские амбиции?))
    Об отношении к школе соглашаюсь с автором частично: давайте признАемся, что престиж лицеев и гимназий неоспорим. "У нас учиться нелегко и даже трудно", - говорит педколлектив таких школ. Я работала и в гимназии, и в общеобразовательной школе, поэтому знаю, о чём говорю. Уроков, действительно, много. И домашнее задание многие дети делают с родителями. И амбиции родительские играют, что ребёнок учится в лицее или гимназии. Хотя вопрос ещё: где лучше обучение. Ведь идти-то надо на учителя, а не название школы.
    О чтении - больной вопрос. Как можно говорить так цинично о пустоте чтения! Не согласна в корне! Только на чтении качественной литературы ребёнок будет развиваться как личность и понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
    Читайте все! Наслаждайтесь чтением! Не забывайте: пример Ваш - пример для ребёнка.
    Пусть наши дети хотят расти счастливыми и будут ими!
    Спасибо за подробный отзыв!
    Простите за мой такой длинный комментарий ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, добрый день. Готова согласиться с Вашим мнением, что "Ведь идти-то надо на учителя, а не название школы", но от части. Если в семье не будет ребенок развиваться, если все буде пущено на самотек, то скоро лучший учитель станет худшим.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Ну почему специфические)) Обычные книги в своём направлении. Мне интересно, я вообще люблю разное читать )) Хотя нет, поэзия у меня не очень идёт, не читаю я её.
      А про трудности учёбы...так везде учиться надо. Раньше в школу был отбор, программа была сложнее, вот и говорили, что трудно учиться, имелось ввиду, что всем не одолеть углублённую программу.
      Про чтение до сих пор думаю. Не может такой человек обесценивать чтение, может не очень точно мысль выразил. Может акцент именно на том, что не заставлять, не паниковать, если не читает ребёнок, и не рвать нервы себе и ребёнку.Таким негативом не мотивируешь на чтение и любовь к книге не привьёшь. Да и специфика цифрового времени тоже своя. Любое старшее поколение ужасается образом жизни молодого поколения и ничего, живут же люди.
      Спасибо за развёрнутый комментарий))

      Удалить
  2. Надежда Владимировна, добрый день. Спасибо за подробный отзыв и прочитанной книге, Ваше мнение и авторские фразы. Если честно, то не стану читать книги, где на школу сразу навешивают ярлык: "Виновата во всем", а в художественной литературе не видят главного - один из рычагов воздействия на личность ребенка, подростка, взрослого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за мнение, Анна Борисовна. Ну вот такое у человека мнение. Возможно оно просто поверхностное, однобокое, не вникал человек сильно в эту тему, пользуется расхожим, особенно сейчас, мнением. Только ищет виноватых не там где нужно, а там, где светло (как в анекдоте).

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".